Голосование
Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?
Всего 52 человека
Голосование
Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в учреждении образовании?
Всего 40 человек
Голосование
Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи?
Всего 42 человека
Голосование
В мероприятиях какого характера Вы хотели бы участвовать в рамках 6-го школьного дня?
Всего 447 человек

Глоссарий

Дата: 16 апреля в 14:30

РОДИТЕЛЯМ О НАЦИОНАЛЬНОй ИДЕНТИЧНОСТИ

Как формируется национальная идентичность?

Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении.

Что такое «идентичность» и что такое «национальность»?

Идентичность (англ. Identity) - свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.

Национальная идентичность - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не схожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние. Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не схожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

В социологии термином идентификация (самоидентификация) личности называют механизмы вхождения человека в социум, помогающие ему овладевать различными видами деятельности, адекватно воспринимать нормы и ценности, воспроизводить определенные ролевые установки. В процессе идентификации человек обретает ощущение принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он не один, а его индивидуальность защищена от хаоса одиночества определенной культурной традицией.

В психологической литературе под «идентификацией личности» подразумевают процесс эмоционально-психологического самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеальным образом, художественным персонажем.

Культурная идентичность (идентификация) — это самоощущение человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, отождествления себя с теми или иными типологическими формами культуры, с конкретной культурной традицией. Когда человек приходит в мир, он «погружается» в определенную «наследуемую» культуру, которую усваивает от окружающих. Ведущую, хотя и не всегда определяющую роль в этом играет национально-этнический аспект.

Этническое (национальное) самосознание предполагает идентификацию человека с историческим прошлым и культурой его народа, этноса. Древнегреческий историк Геродот писал: «Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие» [Геродот. История: в 9-ти кн. Л., 1972, С. 150].

Мировоззрение и самосознание этнического (национального) сообщества выражается не только через констатацию наличия «общей крови», общности психофизиологических признаков, менталитета и, главным образом, через выработку системы отличительных от других этносов символов (эмблем, знаков, святынь, мифов, легенд, истории).

В наше время этнос не обязательно характерен единством территории и кровным родством. Принадлежащие к одному этносу люди могут быть разделены территориально, подвергнуться рассеянию, миграции, принудительно изгнаны, веками жить среди других народов, утратить родной язык, и при этом сохранять ярко выраженную этнокультурную определенность (евреи, армяне, цыгане, немцы и др.).

Понятие «менталитет» ввел французский философ и антрополог Люсьен Леви-Брюль, используя его для описания своеобразия первобытного мышления [«La Mentalite primitive», 1922]. По Л. Леви-Брюлю, менталитет — это умонастроение, психология, склад ума, комплекс основных представлений человека при мифологической картине мира.

Расширение значения понятия «менталитет» принадлежит французским ученым. Они изучали исторические типы сознания и психологии, исследовали менталитет, культуру повседневности, быта и пр. Зарубежные и отечественные ученые рассматривают менталитет как способы поведения, особенности психики, способы выражения чувств, которые передают представления, образы, мифы, миропонимание, ценности общества.

Менталитет — это и особые социально-политические установки и предрасположенность индивидов к определенному типу мышления и общественно значимых действий. Так, в менталитете советского человека существовал приоритет общественных ценностей над личными, что хорошо выражено словами песни: «раньше думай о Родине, а потом — о себе». Массовое коллективное сознание с верой в светлое будущее — коммунизм, формировало патриотизм, интернационализм, трудовой энтузиазм, высокие моральные принципы, как специфический тип менталитета советского человека.

Этнический менталитет — обобщенное представление о типичных, общих устойчивых психологических чертах определенного этноса и личностных особенностей, складывающихся на базе общих культурных норм и ценностей. Для характеристики этнического менталитета часто используют понятие «национальный характер».

Этническая культура и менталитет.  Как правило, в историческом формировании каждого этноса, и соответственно, его менталитета, участвует несколько родственных по языку и культуре, а иногда и неродственных этнических групп. Таковы по происхождению не только американцы США, латиноамериканцы, североафриканские народы, но и белорусы, русские, китайцы, индийцы и др.

При формировании общенациональной культуры основой становится менталитет более динамичного этноса. Основным фактором единения становится общность проживания, единый язык, традиции, религия. В формирующуюся единую культуру втягиваются не только близкие по языку народы, но порой и далекие, вносящие в нее свои специфические черты.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.