Голосование
Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?
Всего 52 человека
Голосование
Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в учреждении образовании?
Всего 40 человек
Голосование
Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи?
Всего 42 человека
Голосование
В мероприятиях какого характера Вы хотели бы участвовать в рамках 6-го школьного дня?
Всего 447 человек

Описание модели

Дата: 26 декабря 2018 в 20:36, Обновлено 26 декабря 2018 в 20:49

Описание модели (теоретическое обоснование, критерии и показатели оценки сформированности компетенций, заложенных в проекте)

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

§ 1.1. Концептуальные положения

В Кодексе Республики Беларусь об образовании одним из принципов государственной образовательной политики в нашей стране является  формирование и развитие у педагогов и учащихся социально-гражданских компетенций.

В психолого-педагогической науке нет единства в определении сущности социально-гражданских (гражданских, компетенций гражданственности и патриотизма) компетенций.

Например, И. А. Зимняя выделяет «компетенции гражданственности» в группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они представляют собой «знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)».[9]

Среди ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторской выделяет социально-трудовую, которая «означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, наблюдателя, представителя)».[28]

Непосредственно гражданскую компетенцию рассматривают в своих работах Ю.А. Виноградов, И.М. Дуранов, С.И. Карпушкин, Н.Д. Никандров, Д.С. Яковлева.

В основу нашей модели положены взгляды доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. По его мнению, гражданская компетентность это совокупность готовностей и способностей личности, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.[4]. В структуре социально-гражданской компетентности выделяются несколько составляющих:

правовая (владение основами правовых знаний, понимание прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе, способность понимать и готовность уважать конституционные принципы и государственно-политическое устройство Республики Беларусь);

социально-психологическая (способность и готовность принимать решения, сознательно участвовать в совместной деятельности в рамках учебного заведения и микросоциума, выстраивать отношения социального партнерства, моделировать институты демократии);

нравственная (знание и понимание ценностей демократического общества и патриотизма, способность и готовность к личному (нравственному) выбору и его оценке);

культурно-историческая (знание государственного языка Республики Беларусь, способность и готовность положительно воспринимать культуру и историю Беларуси, уважать традиции как национально-культурного большинства, так и национальных меньшинств, толерантное отношение к национальным, конфессиональным, расовым и языковым различиям);

информационно-коммуникативная (способность и готовность эффективно слушать и общаться, вести диалог и конструктивно разрешать конфликты, владеть основами современных активных и интерактивных методик сбора, обобщения и интерпретации основных видов социальной информации).

Становление гражданской компетентности и гражданственности школьников связано с приобщением их к основополагающим ценностям отечественной и мировой культуры, определяющим гражданское самосознание и гражданскую идентичность.

Согласно "Новому сокращенному оксфордскому словарю английского языка «устная история - это «записанная на магнитофон историческая информация, почерпнутая из личных знаний говорящего, ее использование или интерпретация является предметом научного исследования". Устная история (oralhistory) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный материал для проведения уроков истории, литературы, воспитательных мероприятий.  Устная история базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Устно-исторические исследования ведутся сотрудниками Европейского университета в Санкт-Петербурге, Центр устной истории создан при Петрозаводском университете, до недавнего времени аналогичный центр действовал при РГГУ, сбором воспоминаний жертв политических репрессий занимается Красноярское отделение общества «Мемориал».

Сегодня в Республике Беларусь  все чаще обращаются к источникам «устной истории». Связано это с тем, что человеческие воспоминания о событии могут рассказать не меньше, чем пожелтевший от времени архивный документ. Весной 2011 года в Беларуси начал работу Белорусский архив устной истории.

Педагогический коллектив считает, что связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся. Метод устной истории может помочь в восстановлении связи поколений  и способствовать поддержанию идентичности. Исследования, проведенные в Российской Федерации, Великобритании, Чехии и других странах, доказали, что поддержание идентичности оказывает благотворное влияние на учащегося: повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе и других, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми.

§ 1.2.Сущность инновационной модели

Цель инновационного проекта - формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

В инновационном проекте обозначены основные задачи:

- провести анализ сформированности социально-гражданских компетенций учащихся в учреждении образования, определить эффективные формы, методы и средства решения выявленных проблем;

- разработать систему необходимого диагностического инструментария, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности;

- создать условия для повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта, через самообразование, организацию постоянно действующего семинара, творческой группы, систему методических практикумов;

- создать банк методических материалов по развитию социально-гражданских компетенций учащихся;

-обобщить, описать и транслировать инновационный опыт учреждения образования через участие в семинарах, публикации в СМИ.

Прогнозируемый результат инновационной деятельности:

рост социальной активности учащихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, труде, семье;

уважительное отношение юных граждан к своим землякам, родному краю, к его истории и традициям;

повышение правовой, социально-гражданской, патриотической и духовно-нравственной культуры учащихся;

социализация учащихся, их способность интегрировать личностно значимые цели с интересами других людей.

        Модель устно- исторических исследований малоизвестных страниц истории родного края  способствует развитию у учащихся гражданских знаний и умений, демократических ценностных ориентаций. Знаниевый компонент находит  отражение на уроках и факультативных занятиях по  учебным предметам «История», «География», «Белорусский язык», «Белорусская литература», «Русский язык», «Русская литература». В целом же воспитательный потенциал реализуется на других учебных занятиях через краеведческий материал, интеграцию межпредметных связей, что повышает эффективность предложенной модели.

Преломление модель находит и в объединениях по интересам краеведческой (кружок «Спадчына»), хореографической (кружок «Ритмы планеты»), театральной (кружок «Театральный»)  и декоративно-прикладной направленности ( кружок «Вдохновение»), что позволяет  учащимся лучше узнать и изучить историю малоизвестных страниц родного края, применить её в своей деятельности, повысить мотивацию к получению знаний, приобрести социально-гражданские компетенции.

Развитию социально-гражданских компетенций учащихся способствует  и исследовательская деятельность в рамках НОУ «Юный исследователь», направленная на поиск интересной информации, синтез и анализ полученных знаний  и фактов, определение  значимости событий и роли исторических личностей.

Устно-исторические исследования, как основной метод работы модели, предполагают развитие коммуникативных компетенций, общение с живыми свидетелями истории, визуальное изучение подлинных документов, что  соответственно вызывает у обучающихся обострённое чувство гордости за свой край  и его людей. В целом модель ориентирована на проектную деятельность  в рамках воспитательной работы в классных коллективах, что сплачивает обучающихся, возрастает чувство ответственности каждого за порученное дело, появляется эффект здорового соперничества среди классов, а главное гордость за богатую и славную историю родного края, его земляков. Таким образом, проектная деятельность предполагает выполнение учащимися социального  проекта, активное включение в решение определённой  социальной проблемы, в процессе которой приобретаются социальные компетенции и умения принимать конкретные решения.

Модель включает организацию проектов «Ценности семьи», «Образование Кореличчины», «Обряды и праздники», «Память», «Трудовые будни и подвиги», которые помогают  увидеть становление личности будущего гражданина, патриота своего Отечества начиная с семьи, где идет формирование начальных социально-гражданских компетенций, определить роль образования, сохранить традиции, пробудить чувство национального самосознания, не дать забыть героические и трагические страницы истории, доблестный труд земляков. Значит, технология проектов отличается практической направленностью, а каждый из  проектов нацелен на создание исследовательского продукта – статьи, газеты, видеоролика, брошюры, буклета, аудиозаписи, исследовательской работы, экспозиции в музее.

Существенная особенность технологии проектов в развитии самостоятельного мышления учащихся, которые не только учатся запоминать  и воспроизводить информацию, но и умеют применить её на практике, что будет залогом успеха их в будущей жизни, то есть мы воспитываем человека-созидателя.

Социальные институты (музей, библиотека, совет ветеранов, детские и молодёжные общественные организации и другие), законные представители учащихся становятся  нашими основными партнерами по формированию и развитию социально-гражданских компетенций у обучающихся. Данное сотрудничество предусматривает создание демократической обстановки в гимназии, развитие правового пространства. И как результат – успех учащегося, что влечёт удовлетворённость его собой, удовлетворённость родителей своими детьми, ростом учебной мотивации, способностью принимать решения в нестандартной ситуации.

Согласно модели педагог (классный руководитель) направляет деятельность учащихся, мотивирует их на устно-исторические исследования малоизвестных страниц родного края, обучает детей коммуникативным приёмам с целью реализации их в социуме в процессе деятельности, развивает социально-гражданские компетенции учащихся, руководствуясь «методом спирали», когда учащиеся с каждым годом углубляют полученные знания, осмысливают их, преломляют в нестандартных ситуациях, используя более сложные методы исследования.

В ходе реализации инновационного проекта социально-гражданские компетенции учащихся находят свое проявление в сфере учебно-познавательной деятельности через:

изучение архивных документов,

поисково-исследовательскую деятельность,

самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края, проведение интервью, фиксации, анализа и транскрибирования полученных результатов,

разработки виртуальных путешествий по определенной исторической эпохе;

в общественной деятельности через выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью (активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с представителями райисполкома, общественных организаций);

в морально-нравственной сфере личности через умение анализировать и оценивать поведение людей через призму различных исторических событий,  развивать навыки саморефлексии, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;

в социально-экономической сфере (освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, их социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе).

Отличительной особенностью инновационного проекта является значительная практическая деятельность учащихся. Роль педагога во многом определяется информационно - методической и организаторской функциями. Проект ориентирован на активное участие педагогов и учащихся в процессе исследования:

поиск живых свидетелей значимых событий  истории, традиций и обрядов родного края;

подготовка и запись интервью;

приобретение информации, ее первичная обработка, анализ и  транскрибирование.

Методы исследования:

анализ литературных источников по теме исследования;

беседы, интервьюирование и анкетирование;

проектирование индивидуальных траекторий развития педагогов;

обобщение и системный анализ полученных результатов для выработки рекомендаций.

Выделяемые ключевые компетенции в пределах данного проекта:

проектировочная;

методическая;

исследовательская;

информационно-техническая;

рефлексивная.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.